суббота, 9 января 2016 г.

10 Января 120 лет со дня рождения М. Ильина

Илья Яковлевич МаршакИлья Яковлевич Маршак
(М. Ильин)

брат С.Я. Маршака

(1895-1953)

Илья Яковлевич Маршак, известный под литературным псевдонимом М. Ильин - младший брат С.Я. Маршака. "Младший брат, друг и литературный крестник" - так называет его Самуил Яковлевич в статье "Поэзия науки".
Илья Яковлевич прожил недолгую (с 1895 по 1953 гг.), но невероятно насыщенную жизнь. Жизнь, наполненную ежедневным кропотливым трудом. С  книгами М. Ильина - И.Я. Маршака дети совершали путешествие - сначала по комнате, потом по близлежащей улице, а затем - по жизни.  С 1924 года в журнале «Воробей» (позднее «Новый Робинзон») вёл «Химическую страничку» и «Лабораторию «Нового Робинзона». В 1927 опубликовал книгу «Солнце на столе». Рассказы для детей о простых вещах «Сто тысяч почему» (1929). 

     СОЛНЦЕ НА СТОЛЕ
      Рассказы об освещении

Тысячи Эдисонов
      Кто изобрел электрическую лампочку?
      Обыкновенно на этот вопрос отвечают: американский ученый Эдисон.
      Но это неверно. Эдисон был только одним из многих, работавших над изобретением искусственного солнца, которое освещает сейчас наши улицы и дома.
      Было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря, а в домах люди проводили вечера при свете сальной свечи или тусклой и коптящей масляной лампы.
      Если бы мы сравнили эту старинную масляную лампу, которая напоминала чайник, с нашей электрической лампочкой, мы не нашли бы между ними никакого сходства. А между тем от этого уродливого чайника к электрической лампочке ведет длинный ряд превращений, длинная цепь небольших, но очень важных изменений.
      Тысячи изобретателей в течение тысячи лет трудились для того, чтобы сделать наши лампы ярче и лучше.
Костер посреди комнаты
      Уродливая масляная лампа была очень изящной и хорошо придуманной вещью по сравнению с теми лампами, которые были до нее.
      А были и такие времена, когда вообще никаких ламп не существовало. Полторы тысячи лет тому назад на месте теперешнего Парижа мы нашли бы грязный городок Лютецию; городок сплошь из деревянных хижин, крытых соломой или черепицей. Войдя в один из этих домов, мы увидели бы костер, разложенный посреди единственной комнаты.
      Дым, несмотря на то что в крыше было отверстие, не хотел уходить из комнаты и нестерпимо ел глаза

Комментариев нет:

Отправить комментарий